Добавить компанию
Статьи по теме
Что будет, если в одном помещении закрыть троих очень популярных взрослых и столько же очень умных детей? 
1122
09.12.2015
Звезда ребенка не обидит… Или нет?
1403
2
02.12.2015
Как Тео и наша фитоняша дуэтом побицепсовали в «Evo wellness club»
2775
25
17.11.2015
Мы планируем открыть тайную комнату Тео и разоблачить каждый кусочек белорусского Чизкейка!  
2009
9
12.11.2015
Интервью под пытками. Прикованный к кровати белорусский Бонд расскажет все. И даже больше.
6559
26
15.10.2015
Мы уже готовим горячий взрывной коктейль из публичного, личного и неприличного!
5221
19
13.10.2015
Как белорусский поп-король схватился с королем американского бургера
4110
2
08.10.2015
Когда трое — это команда!
2590
1
05.10.2015
Алехандро Солодуха в краю королевской еды.
2326
4
02.10.2015
5 кругов Ада на пути к идеальному лицу и телу
3413
17.09.2015

Откройте дверь Пуходуву, Вредуну и Кое-кому-еще — поддержите белорусскую литературу!

26.04.2017
2825 просмотров
За последние десять лет мы совершили грандиозный скачок, прыгнули из одного общества в другое, наша жизнь кардинально изменилась. И литература оказалась к этому совершенно не готова. Книгоиздательская система терпит откровенный кризис. Как доказательство — не только жалобы издателей на «трудные времена», но и набирающая обороты тенденция, когда издатели начинают зарабатывать не столько на издании книг, сколько на эксплуатации мало известных авторов. «Хочешь видеть книгу изданной — заплати» — вот негласный лозунг современного книгоиздателя.

Но любой кризис, как известно, не только закрывает старые двери, но и открывает новые. Для страждущих авторов такой запасной дверью без сомнения стал краудфандинг – явление пока еще малоизученное, но стремительно набирающее популярность. 

Краудфандинг – это не просто народное финансирование, когда заинтересованные лица дают автору идеи деньги и получают что-то взамен. Это коллективное сотрудничество людей, их причастность к проекту. Это не попрошайничество, это вовлечение общества в реализацию проекта, который, как правило, имеет высокую социальную значимость. 
 
Сегодня у нас у всех есть уникальная возможность помочь молодому белорусскому автору заявить о себе.

О написании книги, важности правильного посыла в детской литературе и других моментах, читайте в интервью с детским писателем из Беларуси Анной Зеньковой.

zenkova-01.jpg

– Вы окончили факультет международных экономических отношений БГЭУ, как получилось, что Вы стали заниматься детской литературой?
– Профессию я себе выбирала не по душе, а под влиянием моды, тенденций и, чего уж там, родительского мнения, которое сводилось к тому, что дело жизни должно быть не только надежным, но и престижным. Как Вы понимаете, к писательству эти характеристики вряд ли применимы. Я была бесконечно неуверенным в себе подростком, поэтому послушала родителей и поступила в БГЭУ. Потом все как-то завертелось: магистратура, аспирантура и четыре года преподавания все в том же БГЭУ. Я сама не заметила, как превратилась в деятеля науки. Хотя всегда мечтала быть именно писателем.

– В каком примерно возрасте проявился Ваш писательский талант?
– В глубоком детстве, думается. Я очень рано начала говорить, быстро освоила чтение. Читала запоем, все подряд. И вот эта увлеченность чтением постепенно переросла в писательство. Мама до сих пор хранит мои первые незатейливые четверостишия. Именно с них все и начиналось. Дальше — больше. Поэмы, повести и даже роман на 300 страниц, который сгинул по несчастливой, а может, и наоборот, случайности. В общем, я была вдохновенным графоманом и все свое детство провела с карандашом в руках. 

В старших классах у нас поменялся учитель русского языка. Вот она и стала тем самым человеком, который впервые совершенно серьезно заговорил о наличии у меня таланта. Она стала выделять мои сочинения, и постепенно это превратилось в некий особый ритуал, когда мы всем классом сначала слушали мои «опусы», потом обсуждали. И все аплодировали. Что и говорить, это был настоящий триумф. Особенно если учесть тот факт, что я была далеко не блестящей ученицей и, по мнению учителей, звезд с неба не хватала. 

– Получается, выражение «от себя не убежишь» – это про Вас?
– В том числе и про меня. В моем творчестве были достаточно продолжительные паузы. Иногда они длились годами. Но вдохновение всегда возвращалось. И чем длиннее были паузы, тем сильнее меня потом «накрывало».

DSC_5070.jpg
Творческие люди — это очень уязвимый пласт общества.
– Почему за столько лет творчества Вы ни разу толком не заявили о себе?
– Наверное, потому что в моем окружении не нашлось в свое время подходящего вдохновителя. Ведь общественная среда — это чудовищный по своей силе фактор воздействия. И когда все вокруг обесценивают то дело, которым ты занимаешься, рано или поздно и сам начинаешь грешить подобным. Творческие люди — это очень уязвимый пласт общества. Они неспособны «заявлять о себе». Им для этого требуется проводник, который найдет, заметит, возьмет за руку и вытянет на свет.

Самостоятельно это сделать практически невозможно, мешают страх и неуверенность в себе. Это общая черта, объединяющая представителей всех творческих профессий, без исключения.

– И, тем не менее, Вы решились показать свои творения миру. Значит, проводник нашелся?
– Скорее, появились вдохновители – мой муж и сын. Материнство вообще кардинально меняет мировоззрение. Начинаешь мыслить совсем иными категориями. И я в какой-то момент задумалась, чему я смогу научить своих детей, если сама не в состоянии отстоять свою заветную мечту и позволить себе заниматься тем делом, которое мне действительно близко и дорого. Да что там дорого?! 

Я никогда не была такой счастливой, как сейчас. Я живу в полной гармонии с собой. И меня очень согревает мысль, что мне не придется читать своим детям заунывные проповеди о том, как тернист и сложен человеческий путь, как сложно найти себя и свою дорогу в жизни, как тяжело определиться со своим предназначением. Ведь на самом деле все легко и просто. Главное, соблюдать одно единственное условие — обязательно верить в себя и в то, что ты делаешь.

– А откуда Вы, как детский писатель, черпаете вдохновение?
– Из окружающих меня детей, из собственного детства. Мне кажется, что любой детский писатель всегда в первую очередь пишет для самого себя, того себя, каким он был в детстве. И если то, что он пишет, нравится тому маленькому ребенку, каким он был, значит, этот писатель хороший. Ведь ребенка, вопреки расхожему мнению, обмануть сложно. 

DSC_5235.jpg
Никто не хочет работать за идею. А писатель, если вдуматься, именно за нее и работает.
– Правда ли, что писать для детей гораздо сложнее, чем для взрослых?
– Нет, неправда. Ответственнее – да, но не сложнее. Ведь тому, кто собирается писать для взрослых, необходимо сначала набраться собственного опыта взрослой жизни. И желательно, чтобы этот опыт был уникальным. А опыт детской жизни есть у любого, как ни крути. Наверное, хороший детский писатель это тот, кому посчастливилось не забыть свои детские знания, удалось сохранить в себе ребенка и пронести его во взрослую жизнь.

– Многие родители не одобряют, когда ребенок выбирает творческую профессию. Как вы думаете, почему?
– Наверное, потому, что любой родитель хочет для своего ребенка самого лучшего. Во времена моего детства, например, под «самым лучшим» подразумевалось что-то надежное, статусное и с постоянной величиной. Соответственно, и профессии ценились такие же. Мой папа всегда мечтал, чтобы его дети пошли по их с мамой стопам и стали кандидатами наук. Я выросла в семье педагогов.

– Но ведь современные родители отличаются большим либерализмом?
– Не думаю, что с тех пор что-то сильно изменилось. Тогда ценились ученые степени, сейчас — денежные величины. Никто не хочет работать за идею. А писатель, если вдуматься, именно за нее и работает. И так было всегда.

– А Вы бы хотели, чтобы Ваши дети когда-нибудь продолжили ваше писательское дело?
– Я бы хотела, чтобы мои дети всегда были счастливыми. А уж в каком статусе – это им решать. Я одинаково уважительно отношусь к профессии и хирурга, и слесаря и даже глотателя шпаг. Любое дело заслуживает уважение, если оно делается с душой.

DSC_38691.jpg

– Почему среди Ваших персонажей так много странных существ – Почемучище, Фортун, Вредун? Почему не обычные дети и животные?
– Любое детское произведение – это своего рода проповедь – демократичная, доступная детскому сознанию, и, безусловно, пропагандирующая какие-то ценности. Подборка персонажей иногда происходит совершенно интуитивно. Ты просто создаешь того, кто, по твоему мнению, смог бы говорить с детьми на понятном им языке. 

Вот, например, Почемучище. Уж он-то точно будет понятен каждому малышу, и большому и маленькому. Кроме того, вести сюжетную линию и заинтересовывать читателей легче с необычным героем, потому что если выбрать в качестве главного героя какого-нибудь Тузика, то в итоге получится детская проза. А я пишу сказки, несущие детям волшебство в доступной и понятной форме.

– А Сколопендра Шпиондовна – это кто-то из Вашего окружения, может, Ваша соседка или воспитательница из детского сада?
– (Смеется). Думаю, рано или поздно, я смогу без риска для жизни ответить на Ваш вопрос. А пока скажу только одно. Любой персонаж рождается не столько в писательском воображении, сколько его житейским опытом. У каждого моего героя есть свой собственный прототип. Все они с кого-то списаны. Но больше об этом ни слова. Иначе мне не поздоровится.

– Расскажите, тяжело пробиться писателю в Беларуси?
– Скажем так, нелегко. Исходя из опыта общения с белорусскими издателями, могу сказать вот что: пресловутая «памяркоунасць» просочилась и поработила в том числе и эту сферу деятельности. Издатели совершенно не заботятся о том, как развивать и стимулировать рынок отечественной литературы. Я даже не уверена в том, что он у нас существует. 

Из-за высоких коммерчески рисков издательства не хотят работать с неизвестными авторами. А если работают, то только с теми, кто пишет на «роднай мове». Это, безусловно, похвально и важно. Но как быть с русскоязычными авторами? Им остается только одно – издавать произведения за свои собственные средства. Что тоже не выход, поскольку стоимость издания очень высокая. И далеко не каждому по силам.

DSC_3870.jpg
Хороший детский писатель это тот, кому удалось сохранить в себе ребенка и пронести его во взрослую жизнь.
– Вы поэтому запустили краудфандинговый проект по сбору средств на издание своей книги?
– Именно так. Детская книга – это высокая статья расходов в бюджете любого издательства. А большое количество иллюстраций, как бы странно это ни звучало, только усугубляют ситуацию. Потому что качественная полиграфия очень дорогая. 

– Сумма проекта – 14 000 белорусских рублей. Это действительно не мало. Думаете, у Вас получится его реализовать?
– Я не думаю. Я надеюсь и верю в то, что вокруг много неравнодушных людей. И, что важно, сознательных. Они понимают – есть вещи, которые можно и нужно менять самим. Например, бороться со злополучной и многострадальной системой, которую, вопреки всему и всем, можно сломать, но только сообща, и во благо чего-то очень дорогого и значимого. Вы знаете что-то, что могло бы быть дороже и значимее, чем дети? Я – нет. Поэтому да, я верю, что у меня все получится.

– Кто эти люди, которые Вам помогают? Художники, фотографы…
– Это просто люди, добрые, отзывчивые, идейные, которые находятся в похожем со мной положении и понимают, как важна любая поддержка. Особенно на первом этапе, когда ты еще не плывешь, а только выныриваешь на поверхность. И важен любой глоток оптимизма. Чтобы не сдаться, не развернуться и не уплыть обратно, на самое темное дно!

DSC_5098.jpg

– Если Вы не сможете собрать деньги через краудфандинговую платформу, что Вы предпримете?
– Существуют и другие пути, но о них пока рано говорить. 

– У Вас почти готова новая книга, это продолжение «Удивительных историй» или независимый проект?
– Одна из «удивительных историй» легла в основу целой серии сказок. Это история о девочке Асе и ее друге опоссуме Осе. И на эту славную парочку я возлагаю особые надежды. Ведь писались они с особой любовью и трепетом к детям. В том числе уже и к своим, собственным.

P.S. Внести свой вклад и получить книгу сказок для детей младшего, среднего и старшего возраста с красочными иллюстрациями на 130 страницах уникального волшебного текста вы можете перейдя по ссылке на страницу проекта http://ulej.by/project?id=118493.
© Trip2.by — при перепечатке ссылка на сайт обязательна
Оставьте свой комментарий
Комментарий не должен содержать ненормативную лексику, оскорбления, угрозы, носить рекламный характер, содержать заглавные буквы и ссылки на другие источники. Администрация портала вправе удалить комментарий, если посчитает его несоответствующим Правилам размещения комментариев.
Горячие новости
Ресторан-пивоварня «Друзья»
Ресторан-пивоварня «Друзья»
Аэродром «Боровая»
Клуб «Re:Public»
Концерт-холл «Prime Hall»
Клуб «Dozari»
Клуб «Dozari»
Минск-Арена
Дворец спорта
Минск-Арена
Кинотеатр «Москва»
Клуб «Dozari»
Клуб «Dozari»
Ресторан-пивоварня «Друзья»
Фитнес-центр «Lifestyle»
Концерт-холл «Prime Hall»
3.151511032657